среда, 14 марта 2012 г.

Сколько богов во вселенной? Ответ на вопрос, анализ многобожия и дуализма.

Есть много споров о богах: много их или Он один? может их только двое (злое и доброе начала)? и так далее...
Наше мировоззрение сформировано мифами и сказками, давайте же поразмышляем о том, может ли быть больше одного Бога, могут ли в таком случае существа назваться богами:

Само понятие о Боге:
1) По единодушному согласию всех людей, Бог есть такое существо, выше и совершеннее которого нет и быть не может. Но высочайшее и совершеннейшее их всех существ возможно только одно: ибо, если бы существовали и другие, равные ему, в таком случае оно перестало бы уже быть высочайшим и совершеннейшим из всех, то есть перестало бы быть богом. С другой стороны многие совершеннейшие существа невозможны и потому что между многими непременно должно быть
различие: иначе они будут составлять одно, а не многие существа. Если же допустить между ними различие, то где же будет их равное во всем совершенство? У одного без сомнения, должно сбыть чело либо более или менее, нежели у другого, третьего, четвертого и у всех прочих. Если же таким образом, у каждого будет недоставать полного совершенства или по благости, или по силе, или по премудрости, или по другому какому либо свойству, тогда это уже не будут существа совершеннейшие, не будут боги.


2) Бог, как существо совершеннейшее, есть вместе существо беспредельное (от слов без предела) и все собою наполняющее. Теперь, если бы было много богов, каким образом сохранилась бы их беспредельность? Где существовал бы один, там, конечно, не мог бы существовать другой, ни третий, ни четвертый,ни все прочие.


Доказательствами против двубожников, допускавших два совечные, враждебные между собой, начала - доброе и злое. Сущность последнего рода доказательств заключается преимущественно в двух положениях:

1) В то, что система двубожников содержит сама в себе много несообразностей. Каковы эти два, враждебные между собой начала, спрашивали защитники православия: равносильны, или не равносильны? Если равносильны: они совершенно обессиливали бы друг друга, и в мире не было бы ни добра, ни зла. Если же не равносильны, то сильнейшее уничтожило бы слабейшее, и тогда существовали бы в мире или одно добро, или одно зло. Как существуют эти начала? Ни одно в другом, ни одно подле другого они находится не могут, как противоположные и разрушающие друг друга. Значит, надобно допустить, что каждое из них занимает особую часть вселенной. Кто же назначил каждому из них свою область? Нельзя сказать, что сами они для сего согласились и заключили между собой договор, потому что как зло не есть уже зло, когда оно в мире согласии с добром, так и добро не есть добро, когда оно в дружбе со злом. Следовательно остается допустить, что каждому из них определил отдельное местопребывание кто-то другой, и притом сильнейший имеющий власть над ними. Если так, то будет уже не два, а три начала, или, справедливее, будет одно верховное начало, которому подчинены два низшие.

2) В том, что система дуалистов совершенно излишне для той цели, для которой придумана. Они утверждают, будто необходимо допускать два начала, то есть кроме доброго начала и начало злое - с той именно целью, чтобы объяснить происхождение и существование зла в мире, потому что невозможно же , горят, чтобы зло происходило от добра. Но зло не есть какая-либо  сущность (реальность) или свойство сущности, а нечто случайное, есть только отсутствие добра и уклонение от естественного к противоестественному. Потому что нет ничего злого по естеству: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт.1:31), и все существа, пребывающие такими, какими созданы, хорошими весьма. Злым же (нравственно)  делается то, что произвольно отступает от естественного и переходит в противоестественное. По естеству все служит и повинуется Создателю, но когда какая-нибудь тварь самовольно воспротивится и сделается непослушною своему Творцу, тогда она и становится злою. Что касается до зла, так называемого, физического (каковы - бедствия, наказания и т.д.), то оно не по существу своему зло, а только относительно к нам, и притом есть следствие нашего зла нравственного и посылается или попускается Богом для нашей же нравственной пользы. Следовательно, вовсе нет надобности придумывать еще какое-то злое начало, существует только одно начало доброе, от которого и происходит все добрым, злым же делается уже в последствии по собственной воле чрез уклонение от своего естества и назначения.
Взято из книги Булгакова МП

ВЫВОД: Принимая во внимание вышесказанное, стоит внять словам апостолов Христовых: "мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в нихКоторый в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши" (Библия, Деяния 14:15-17).

Комментариев нет:

Отправить комментарий